Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Categories:

"Пойду плясать..."



Пойду плясать,
Руки белые назад,
Голубые наперед,
Никто замуж не берет

Эти строчки непосредственно к Богу Шива отношения, казалось бы, не имеют. Но в приведенной выше частушке (взято у: ok_babushka.livejournal), рожденной на Вологодской земле, ощутимо присутствуют отголоски шиваизма.
Откуда бы на Вологодчине, родине Деда Мороза и где “резной палисад”, такой необычный по экспрессии образ, экзотичный и с потаенным смыслом?
В своем знаменитом труде “Поэтические воззрения славян на природу” Александр Афанасьев дает этому объяснение, причем источник танцующего образа с Вологодчины, восходящего якобы к Богу Шива, Афанасьев видит не в индуистской мифологии, а в гораздо более древних временах.
“Большая часть мифических представлений индоевропейских народов восходит к отдаленному времени ариев; выделяясь из общей массы родоначального племени и расселяясь по дальним землям, народы вместе с выработанным словом, уносили с собой и самые воззрения и верования. Отсюда понятно, почему предания, суеверия и обломки старины необходимо изучать сравнительно. Как отдельные выражения, так и целые сказания и самые обряды не везде испытывают одну судьбу: искаженные у одного народа, они иногда во всей свежести сберегаются у другого; разрозненные их части, уцелевшие в разных местах, будучи сведены вместе, очень часто поясняют друг друга и безо всякого усилия сливаются в одно целое” (А. Афанасьев, “Поэтические воззрения славян на природу”)
Так, совпадающие мифологические представления (или их отголоски) ушедших на далекий север народов и возникшие на индийской почве после выделения индусов из общеарийской семьи  (сказания о Боге Шива, Вишну и т.д.) имеют один источник – общеарийский.
“Постепенность, с которой разветвлялись индевропейские племена, … указывая на бОльшую или меньшую близость родства между различными народами и их языками, она в то же время может до известной степени руководить при решении вопроса об относительной давности народных сказаний: сформировались ли они на почве арийской, или в какой-нибудь главной племенной ветви, до разделения ее на новые отрасли, или, наконец, образовались в одной из этих последних?” (А. Афанасьев, там же)
Соответственно, если народное сказание сформировалось на арийской почве, то оно, согласно Афанасьеву, удерживает повсюду более или менее тождественные черты, не только в основе, но и в самой обстановке, как здесь, в частушке, многорукий танцующий образ совпадает с индуистским  образом Бога Шивы в одной из своих ипостасей. Причем две руки в частушке – голубые, как часто бывает на популярных изображениях этого бога в Индии, что связано с легендой: для получения напитка бессмертия боги взбивали океан, Шива же при этом проглотил страшный яд калакуту, который предполагает использовать для разрушения мира, чтобы создать новый, и стал… синего (голубого) цвета.
Тождественность мифологических образов вполне ожидаема у следующей выделенной арийской ветви: “Славяне прежде, нежели явились в истории как самобытное обособившееся племя, жили единою нераздельною жизнию с литовцами, славяно-литовское племя выделилось из общего потока германо-славяно-литовской народности, а эта последняя составляет особо отделившуюся ветвь ариев. Итак, хотя славяне и состоят в родстве со всеми индоевропейскими народами, но ближайшие кровные узы соединяют их с племенами немецкими и литовскими”. (А. Афанасьев, там же)
Что же есть первооснова мифологических образов?
“Свидетельства, сохраненные гимнами Вед, осветили запутанный лабиринт мифических представлений и дали путеводные нити, с помощью которых удалось проникнуть в его таинственные переходы”. (А. Афанасьев, там же)
В этой связи Афанасьев приводит цитату из исследования Макса Мюллера (немецкий и английский филолог, специалист по индологии и мифологии): “Так называемая индусская мифология имеет мало или вовсе не имеет значения для сравнительных исследований. Все сказания о Шиве, Вишну, Магадеве и пр. – позднего происхождения: они возникли уже на индийской почве (т.е. уже после выделения индусов из общеарийской семьи). Но между тем, … в Ведах сохранился целый мир первобытной, естественной и удобопонятной мифологии. Мифология Вед для сравнительной мифологии имеет то же самое значение, как санскрит – для сравнительной грамматики ”. (М. Мюллер)
Tags: мифология, фольклор
Subscribe

  • Одиллия отдыхает...

    Одиллия отдыхает/ Из серии "Закулисье"

  • Осенний бал

  • Stilleben

    Флоксы в глиняном кувшине Как известно, название жанра в изобразительном искусстве, посвященного изображению крупным планом неодушевленных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Одиллия отдыхает...

    Одиллия отдыхает/ Из серии "Закулисье"

  • Осенний бал

  • Stilleben

    Флоксы в глиняном кувшине Как известно, название жанра в изобразительном искусстве, посвященного изображению крупным планом неодушевленных…