Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Categories:

На острове Буяне...


Птица Сирин


Шамбала и Чаша Святого Грааля – две мистические точки на востоке и западе, привлекающие в зависимости от наклонностей и личных предпочтений жителей промежуточных северных равнин, как источники тайных знаний, целительной силы и энергии. Устремляются равнинные жители – кто на запад, а кто на восток, иногда погибая, словно мотыльки, обманутые ярким светом.
Увлеченные таинственными названиями, заранее уже внутренне, по разным причинам, снявшись с родных мест, они рвутся прочь… от  острова Буяна, раскинувшегося хотя и не в легкодоступной, но близи.
А остров Буян лежит себе в необъятной шири, самодостаточный. Пульсирует словно солнце, и словно лучи от солнца рождаются из его тела поэтические образы и чудодейственные заговоры.



“Светло-голубое блестящее небо лежит за облаками, или за дождевым морем; чтобы достигнуть царства солнца, луны и звезд, надо было переплывать воздушные воды. Таким образом, это небесное царство представлялось воображению окруженным со всех сторон водами, т.е. островом.  С особенною наглядностию  метафора эта выступает в русских заговорах – там, где говорится о чудном острове Буяне. Название “буян” (от слова “буй”), принятое позднее за собственное имя, первоначально было не более как характеристический эпитет баснословного острова (“буевой остров”). “Буй” служит синонимом слову “яр”, как это видно из замены этих речений одного другим в “Слове о полку Игореве”; оба слова совмещают в себе тождественные значения. “Ярый” заключает в себе понятия: весенний, горячий, пылкий, раздражительный, страстный, плодородный, урожайный.  Понятие весеннего плодородия заключается и в слове “буй”: глагол “буять” (Оренбур. губ.) – вырастать, нежиться (“Он буял у батюшки”, или в народной песне: “Деревце кипарисовое, где ты росло, где ты буяло?” “Я росло на крутой горе, буяло против солнышка”); а прилагательное “буйный”, когда говорят о нивах,  лугах и лесах, служит для обозначения, что травы и деревья растут высоко, густо и обещают богатый урожай  (буйный лес, буйные хлеба, буйные ягоды, чешск. буйна пшенице, обили буйне). Отсюда объясняется следующее выражение в Слове Даниила-заточника: “Дивья (диво ли) за буяном кони паствити” (сравни с чешскою поговоркою: “Nekdy i na bujnom poliu su koni chudi” (т.е “Не диво пасти коней на тучных пажитях”). Вообще же “буйный” (буявый) употребляется в смысле: дерзкий, наглый, неистовый (= яростный); “буесть” – удаль, отвага, буйная головушка – отважная, смелая, буйные ветры – бурные, стремительные, буйная зима – резкая, студеная; болгары дают этот эпитет и огню (буен оган). “Остров Буян” – поэтическое название весеннего неба. Остров играет весьма важную роль в наших народных преданиях; чародейское слово заговоров, обращенное к стихийным божествам, обыкновенно начинается следующею формулою: “На море на окиане, на острове Буяне”, без чего не сильно ни одно заклятие. На острове Буяне сосредоточены все могучие силы весенних гроз, все мифические олицетворения громов, ветров и бури; тут обретается: и змея всем змеям старшая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюет огненного змея, и птица, всем птицам старшая и бОльшая, с железным носом и медными когтями (напоминающая собой чудесную Стратим-птицу, всем птицам мать, что живет на океане-море и творит своими крыльями бурные ветры), и пчелиная матка, всем маткам старшая, т.е. на острове Буяне лежит громоносный змей, гнездится птица-буря и роятся пчелы-молнии, посылающие на землю медовую влагу дождя. От них, как от небесных матерей, произошли и все земные гады, птицы и насекомые. По свидетельству заговоров, на этом же острове восседает и дева Зоря (=не только весеннее солнце, но и богиня-громовница), и пророк Илья (=Перун): “На море на окияне, на острове Буяне гонит Илья-пророк в колеснице гром с великим дождем”. Сюда обращался древний славянин со своими мольбами, упрашивая богов, победителей Зимы и создателей летнего плодородия, исцелить его от ран и болезней, даровать ему воинскую доблесть, послать счастие в любви, на охоте и в домашнем быту…”

А. Афанасьев "Поэтические воззрения славян на природу"
Tags: графика, славянская мифология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гадаю)

    Получить кельтский орнамент

  • Плоскости: весна, осень

    Поздняя осень/ Ноябрь Апрельский вечер Снимки сделаны в одном и том же месте, но с разных ракурсов и в разное время года.

  • Плоскости: зима

    Река Тура в начале декабря.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments