Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Category:

От бихевиоризма к конструктивизму

РАЗВИТИЕ МЕДИЙНОЙ ДИДАКТИКИ В СВЕТЕ КОГНИТИВНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК
ИС​ПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ



Если речь заходит о перспективности использования новейших информационных технологий как об одном из способов обеспечения поступательного развития образования на современном этапе, необходимо остановиться на очень важном аспекте, а именно на развитии медийной дидактики в свете психологических концепций, определивших лицо педагогики второй половины 20-го века.

До сих пор в образовательном процессе в условиях семинарских занятий приоритет был за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами,  что вполне соответствовало структуре деятельности обучения на уроке: введение нового материала (преподавателем), его закрепление (под руководством преподавателя), воспроизведение (запоминание) и применение. Все это вполне укладывается в рамки дидактики бихевиористской ориентации, для которой характерно следующее: лишь показатели, доступные для внешнего наблюдения, составляют результаты процесса научения. Кредо бихевиоризма выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание, их сверхзадачей было превращение психологии в науку, способную контролировать и предсказывать поведение.

Эта тенденция оказала большое влияние на педагогику и на многие годы вперед определила ее развитие: “научение” понимается здесь как продукт постепенного накопления знаний с возможностью последующего немедленного отчета об их наличии с последующим закреплением. При таком подходе у учащихся остается мало инициативы, т.е. они лишены возможности расширения или сокращения учебного процесса по своему усмотрению. Знания, предварительно накопленные отдельным индивидом, также другие условия (например, психологический склад учащегося) не принимаются во внимание. Исходя из этого, изначально идея использования компьютера в учебном процессе не выходила бы за рамки “немедленного отчета” о полученных знаниях.

Внедрение новейших информационных технологий сделало эту концепцию обучения несостоятельной, т.к. стали явными границы такой концепции. Не всякая информация может быть разложена на небольшие составляющие применительно к учебному процессу, тем более, если эта информация является объемной, и тем более при отсутствии индивидуального подхода.


Согласно другой концепции (“когнитивной ”), занимавшей умы педагогов с 70-х годов, к важнейшим продуктам научения следует отнести новые образы, вновь сформированный внутренний план действия, новые системы понятий, созданные и модифицированные структуры индивидуального опыта или знания. Согласно положениям, разработанным в рамках когнитивной психологии, результатом научения является создание и трансформация ментальных моделей окружающего мира, возможные операции с ними и объектами их взаимоотношений. Совершенствование моделей повышает эффективность их применения к конкретным задачам и расширяет круг таких задач. Научение рассматривается как поиск правил, закономерностей поведения и деятельности или оптимального обобщенного решения группы задач, основанного на использовании получаемой информации. Компьютер является здесь объективной обучающей машиной, которая дает учащемуся возможность постепенного накопления знаний, при этом успешность обучения тотчас проверяется и предлагается следующая порция знаний согласно более или менее комплексному алгоритму. Этот процесс обучения чрезвычайно индивидуализирован. Если додумать эту концепцию до конца, то учитель в своей традиционной форме не будет больше так необходим, его задачей станет оказание помощи при возникновении технических проблем.

Основные идеи одного из современных направлений в психологии, коннекционизма, связаны с разработкой "нейрональных сетей" и моделированием с помощью "параллельных вычислений". Поскольку текущее состояние сети можно описать как функцию от начального состояния элементов сети, процесс ее приведения к определенному новому состоянию  часто обозначают как обучение. В отношении медийных обучающих технологий существенным преимуществом подобного подхода к обучению является тот факт, что обучение сети происходит без специально заданных правил.

В середине 90-х годов произошла переориентация в области медийной дидактики, которая вылилась в концепцию, которая носит название “конструктивизм”. Разворот в сторону “конструктивистского” образа мышления означает прощание с большим количеством полюбившихся представлений о том, что такое коммуникация и что такое знание и, в конце концов, с традиционными концепциями обучения.

Главным в позиции конструктивистов является тезис об “оптическом обмане”: наши органы чувств существуют отнюдь не для того, чтобы один к одному отражать в голове реальность. В гораздо большей степени следует исходить из того, что возникшее в органах чувств возбуждение служит мозгу исходным материалом для “индивидуальной реконструкции действительности”, вообще имеющей социальную подоплеку. Человеческое познание зависит от окружающего мира, которому он обязан и своим телом и своей внутренней организацией, мира, который он не познает, но интерпретирует. Исходя из этих соображений следует два вывода:
- люди не могут выйти из сферы, определенной их телом и нервной системой;
- люди не могут проследить данный опыт, единственный в своем роде, вплоть до истоков – восприятие есть фрактальная величина, изобилующая деталями и взаимосвязями.

В плане дидактики это влечет за собой рассмотрение обучения как реконструкцию ментальных моделей совершенно индивидуальным образом. Соответственно изменяется роль преподавателя: его слова, действия, требования, указания, оценки являются ориентиром лишь для конкретного учащегося. В каком направлении будет осуществляться подобная ориентация – решать учащемуся, что тесно связано с его предыдущей деятельностью в сравнительных ситуативных контекстах. И, наконец, ситуативные контексты даны объективно, но конструируются каждым индивидом каждое мгновение на основе собственного опыта. Исходным пунктом и целью учебного процесса становится учащийся – как когнитивная система, которая активно расширяет или уточняет сферу собственного опыта в рамках субъективных познаний.

Обучение становится активным процессом. Имеющиеся модели сравниваются с новыми. Причем они либо консервируются, либо претерпевают изменения, либо образуются новые модели. Обучение означает в этом отношении не увеличение знаний, поддающихся измерению, а целесообразную адаптацию когнитивных структур индивида, которые едва ли могут быть выражены в количественном отношении. Этот процесс регулируется как сознательно, так и бессознательно, и только условно подвергается воздействию внешних факторов. Вмешательство преподавателя необходимо тогда, когда понимание поддерживается и облегчается.

Для медийной дидактики это означает следующее: необходимо распрощаться с положением, что компьютерные технологии лишь эффектный способ переноса какого-либо количества знаний и информации на учащегося. Открывается новая перспектива: учащиеся конструируют свои собственные знания, причем импульсы для этого могут быть самыми разнообразными. На первом плане теперь не взаимодействие человека и машины, но социальное взаимодействие, коммуникация с товарищами. Задача компьютера - оказать содействие в коммуникации. Такой подход может повлечь за собой изменение внешнего вида компьютерного класса: нет необходимости, чтобы ученик сидел за отдельным компьютером. Изменившаяся функция компьютера расширяет спектр применяемых программ. Также программы, предназначенные для других целей, могут, при наличии фантазии, вплетаться в ткань урока, например, т.н. "имитация": речь идет о процессах, которые в реальности не могут иметь место. Так, происхождение Солнечной системы или длящееся столетиями развитие экосистемы может быть инициировано в минуты. Причем это развитие может подвергаться разнообразным вмешательствам. Учащиеся могут, с привлечением соответствующих программ, сами создавать проект какого-либо развития или преобразования, какого-либо общества или системы.

Итак, если обучение является частью окружающего мира как единый процесс (а это и восприятие, накопление опыта, переживание, активная деятельность и коммуникация) с полным включение индивида, то использование информационных технологий предопределено. Они не должны заменить реальность или создать совершенно новую, но помочь в ее постижении как отражение субъективных представлений.

Доминирование же технической стороны  в учебном процессе сузило бы сферу применения компьютерных технологий, так как это грозит потерей специфичности данного учебного процесса, предполагающего активное участие личности обучаемого. Обучение не является больше накоплением определенного количества информации с последующей ее переработкой. Обучение с помощью компьютерных технологий означает развитие личности и постижение мира.


Irina Maxway

Материал подготовлен на основе изучения современной зарубежной дидактики.
Tags: педагогика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments