Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Category:

"Я выпустил всех птиц из вечной клетки..."

·         2 фев, 2014 в 20:02

Бытует мнение, что главная утрата от невостребованности с конца 20-х годов в советской стране авангардного искусства, в основе которого лежит абстракция,  это несостоявшийся должным образом прорыв в окружавшем советского человека материальном мире. Что явилось поражением перед лоском и шиком западноевропейского быта.
Но так ли важна именно эта утрата?
Теорию абстрактного искусства можно коротко свести к основополагающим понятиям: полный отказ художников-абстракционистов от подражания природе и стремление тем самым явить процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли; подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни с каким образом, предметом, понятием этого мира; "распыление" форм видимого мира, что составляло до сих пор предмет изобразительного искусства... В особых ответвлениях (например, супрематизме) это могут быть т.н. "супрематические фигуры", сведенные к крайним позициям (чистая плоскость, квадрат, круг, крест) - основа того нового языка, который мог выразить целую систему мировоззрения. Вполне приемлемый алгоритм для поисков в области дизайна, в сочетании с другими источниками вдохновения: стили из прошлого в современном переосмыслении также работали на формирование визуальной культуры нашего времени. И все же... В основе этого дизайнерского великолепия лежит утилитарный подход.
Существует множество книг, учебников, монографий на заданную тему, посвященных стилям и направлениям в современном искусстве и архитектуре. Одна из таких книг, попавшихся мне на глаза и заинтересовавших, была книга "Дизайн и время" Лакшми Бхаскаран - с подробным описанием истории возникновения каждого стиля и определенного направления в современном искусстве, с прекрасными иллюстрациями , включающими образцы промышленного дизайна, графики, живописи и архитектуры.
Приведу цитату из введения к этой книге: "Мы живем в обществе, постоянно стоящем перед проблемой выбора, в окружении предметов, эстетические свойства которых ценятся не ниже функциональных - это мир потребления. Человечество потребляет товары с невиданным размахом, предпочитая покупать новые вещи, а не продлевать жизнь старых. Дизайн стал одной из важнейших составляющих нашей жизни. Мы всегда хотим большего. Мы постоянно находимся в поисках чего-то нового в погоне за следующей "большой покупкой" и требуем от производителей и дизайнеров удовлетворить наши желания".
Итак, потребление... Им ли были озабочены русские художники-авангардисты, в послереволюционной стране самоотверженно создававшие новый язык искусства? Хотя и это тоже...
Некоторые советские мастера считали, что искусство надо поставить на службу производства, наполнить быт красивыми и полезными вещами.  Даже Казимир Малевич в 20-е годы пробует силы в прикладном искусстве: проектирует супрематическую фарфоровую и стеклянную посуду. Но как и многие русские художники того времени, он понимает, что творческая мысль может и должна идти иным путем, беспрекословное подчинение злобе дня отвергается.
В случае Казимира Малевича происходит процесс превращения художника в философа, искусство же  рассматривается как один из способов  осмысления окружающего мира. И его глобального изменения. Казимир Малевич мечтает о летающих по воздуху городах, о космических кораблях, о преодолении силы тяжести...  Он строит "архитектоны", белые кристаллические модели зданий будущего - в будущих городах для новых людей... "Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно. Земля брошена, как дом, изъеденный шашлями. И на самом деле, в человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение к отрыву от шара земли", - писал художник.
"Тяготение к отрыву от шара земли" - посыл этот уже считывается в его работах периода зарождения супрематизма как творческого метода. Это исусство свежего ветра и прозрачного разреженного воздуха, здесь тяга не за горизонт привычного ландшафтного пейзажа, а ввысь, сквозь сияющую голубизну - в божественное безмолвие белого. Где замолкают и глубокомысленные положения териии абстактного искусства, но  гулом предчувствия раздается еще не проявленная  будущая жизнь во всем ее многообразии. Абстрактное искусство становится сродни решетке, пропускающей сквозь себя как свет любую живую жизнь в ее ежесекундном обновлении, жизнь, способную в ее развитии и изменении принимать самые причудливые формы. Не являясь для этого бьющего света помехой, эта решетка лишь позволяет  вдруг его увидеть.


Не это ли имел в виду Казимир Малевич, написавший в полемике с адептами академического искусства следующее об искусстве абстрактном, и, в частности - о супрематизме:

"Все бежит из прошлого к будущему, но все должно жить настоящим, ибо в будущем отцветут яблони.
След настоящего стирает завтра, а вы не поспеваете за бегом жизни.
Тина прошлого, как мельчайший жернов, тянет вас в омут.
Вот почему мне ненавистны те, кто обслуживает вас надгробными памятниками.
Академия и критика есть этот жернов на вашей шее - старый реализм, течение, устремляющееся к передаче живой натуры.
В нем поступают также, как во времена великой Инквизиции.
Задача смешна, потому что хотят во что бы то ни стало на холсте заставить жить то, что берут в натуре.
В то время, когда все дышит и бежит, - в картинах их застывшие позы.
А это хуже колесования. Скульптурные статуи одухотворенные, значит, живые, стоят на мертвой точке, в позе бега.
Разве не пытка?
Вложить в душу мрамор и потом уже над живым издеваться.
Но ваша гордость - это художник, сумевший пытать.
Вы сажаете и птичек в клетку тоже для удовольствия.
И для знания держите животных в зоологических садах.
Я счастлив, что вырвался из инкизиторского застенка академизма.
Я пришел к плоскости и могу прийти к измерению живого тела.
Но я буду пользоваться измерением, из которого создам новое.
________________

Я выпустил всех птиц из вечной клетки, отворил ворота зверям зоологического сада.
Пусть они расклюют и съедят остатки вашего искусства.
И освобожденный медведь пусть купает тело свое между льдов холодного Севера, но не томится в аквариуме кипяченой воды академического сада..."

К. Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму.

 
Tags: малевич, супрематизм
Subscribe

  • Одиллия отдыхает...

    Одиллия отдыхает/ Из серии "Закулисье"

  • Осенний бал

  • Stilleben

    Флоксы в глиняном кувшине Как известно, название жанра в изобразительном искусстве, посвященного изображению крупным планом неодушевленных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments