Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Рыбы эпохи конструктивизма




рыба
Женщина с рыбой



Что характерно, восторгов зеленый цвет у художников-авангардистов (и в частности у Кандинского) не вызывал. Авангардное искусство в начале своего пути явно отдавало предпочтение цветам с ярко выраженной тенденцией внутреннего движения (красный, желтый, синий), устремленных в пустоту царственного духа (белого), готового, в свою очередь вспыхнуть всеми красками и ощущениями. "При более детальной характеристике белый цвет, считающийся "не-цветом" (особенно благодаря импрессионистам, которые не видят "белого в природе"), представляется как бы символом вселенной, из которой все краски, как материальные свойства и субстанции, исчезли. Этот мир так высоко над нами, что оттуда до нас не доносятся никакие звуки. Оттуда исходит великое безмолвие, которое, представленное материально, кажется нам непереступаемой, неразрушимой, уходящей в бесконечность холодной стеной. Белый цвет действует на нашу психику как великое безмолвие, которое для нас абсолютно. Внутренне оно звучит как не-звучание, что довольно точно соответствует некоторым паузам в музыке - паузам, которые лишь временно прерывают развитие музыкальной фразы или содержания и не являются окончательным заключением развития. Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое - это НИЧТО, которое юно, или еще точнее, - это НИЧТО доначальное, до рождения СУЩЕЕ. Так, быть может, звучала земля в белые времена ледникового периода" (В. Кандинский, "О духовном в искусстве").
Выбор красного и других активных цветов вполне соответствовал изначальному посылу конструктивизма - конструирование объектов окружающей среды, что предполагает динамику и волю. Лишь изредка можно встретить на полотнах и других художников-авангардистов вкрапления зеленого. "Подобно тому, как картина, написанная в желтых тонах, всегда излучает духовное тепло или как написанная в синих оставляет впечатление охлаждения (то есть активного действия, так как человек, как элемент вселенной, создан для постоянного, быть может вечного, движения), так зеленый цвет действует, вызывая лишь скуку (пассивное действие). Пассивность есть наиболее характерное свойство абсолютного зеленого цвета, причем это свойство как бы нарушено в некотором роде ожирением и самодовольством. Поэтому в царстве красок абсолютно зеленый цвет играет роль подобную роли буржуазии в человеческом мире - это неподвижный, самодовольный, ограниченный во всех направлениях элемент. Зеленый цвет похож на толстую, очень здоровую, неподвижно лежащую корову, которая способна только жевать жвачку и смотреть на мир глупыми, тупыми глазами. Зеленый цвет есть основная летняя краска, когда природа преодолела весну - время бури и натиска - и погрузилась в самодовольный покой" (В. Кандинский, там же).
Итак, зеленый цвет отвергался авангардным искусством по причине своей "буржуазности". Изредка встречающиеся плоскости зеленого в абстрактных полотнах вносят стабилизирующий элемент: "Горизонтальные движения взаимно уничтожаются. Так же взаимно уничтожаются движения от центра и к центру. Возникает состояние покоя... Абсолютный зеленый цвет является наиболее спокойным цветом из всех могущих вообще существовать; он никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет" (В. Кандинский, там же).
Но... готовый сконструированный объект - пассивен в своей завершенности. И зеленый цвет как бы готовит его к новому волевому акту извне. Инертный зеленый цвет олицетворяет скрытые возможности самой природы, готовыми прорваться разнообразием функционально бесполезных для чистого разума цветных форм - от стебельков, веточек, листьев до образов живых существ. Будто сама природа исподволь вторгается в ясный и разумный мир чистого творчества, чтобы снова начать свою созидательно-разрушительную работу. И низвергнуть воспаривший дух в беспечный аттракцион круговорота майи.
"Становясь самим собой, мир ускользает от нас. Он становится непостижимым, поскольку на протяжении веков мы понимали в нем лишь те фигуры и образы, которые сами же в него и вкладывали, а теперь у нас больше нет сил на эти ухищрения" - так написал Камю в эссе "Миф о Сизифе".
Tags: Кандинский, графика, теория цвета
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вила

    Вила/ Эскиз к поэме Велемира Хлебникова "Вила и леший" Вила – мифологическое существо у южных славян, девушка в волшебном платье…

  • Балетные...

    Клеопатра Жизель отдыхает

  • Игра в бисер

    Понятие “Игра в бисер” возникло в одноименном романе Германа Гессе, как реакция на состояние интеллектуально-эстетической сферы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments