Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Categories:

Физиолог



"Физиолог" - средневековый сборник о свойствах животных, реальных и фантастических, а также о камнях и деревьях. Возникновение "Физиолога" относится к раннехристианской поре (II-III вв.) и связано с греческой эллинистической традицией: у античных писателей были почерпнуты сведения и легенды. Славянские переводы "Физиолога", возникшие на болгарской почве к XII в., сохранились только в русских списках XV-XVI вв.
Каждая статья "Физиолога" наряду с описанием птиц, зверей и их повадок содержит толкование символико-аллегорического и назидательного характера.
Итак, вот некоторые естественнонаучные изыскания, которые приводятся в разделе "Слово и сказание о зверях и птицах", приправленные нравоучительными выводами.


ОБ АНТИЛОПЕ. У антилопы два рога. Живет она около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из речки и упивается, упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там дерево, называемое танис, напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями, - и, продираясь сквозь прутья, антилопа запутывается в них, - тогда охотник ее ловит и одолевает.
Так и человек. Вместо рогов бог дал ему оба Завета, Ветхий и Новый. Рога - это сопротивление силе; как говорит пророк Давид: "с тобою избодаем рогами врагов наших". Река океанская - это богатства. Танис же - житейские наслаждения. запутывается в них человек, который не заботится о вере, и находит его дьявол и одолевает его.

О СЛОНЕ. Слон живет в горах. слониха находит траву, называемую мандрагорой, и поглощает ее. Так же и слон, и сходится с нею. А когда слониха рожает, то входит в реку до вымени и рожает в воде. Спит же слон стоя около дерева. А если упадет, то вопит, и приходит большой слон, но не может поднять его; и затем приходят другие двенадцать. Но и они поднять не могут. И тогда завопят все двенадцать слонов. И приходит маленький слон, и подставляет хобот свой, и поднимает его.
Таким образом, первый слон - это Ева, второй - Адам. Трава - древо ослушания. И если вкусил, то совершил преступление. А если, увы мне, то согрешил... А что такое озеро? - Рождества рай. А что такое склоненные деревья? - Оплот райский. И кто с топором, тот дьявол. А что топор? - Это язык змеи. И когда упал, то был изгнан. А кто большой слон? - Моисей. А кто двенадцать слонов, которые не могли поднять его, и кто поднял его? - Христос, который вывел того Адама из ада.

ОБ ОЛЕНЕ. Олень живет пятьдесят лет. А затем уходит в долины и горные леса, и учует запах змеи, и где найдет ее, трижды сменившую кожу, обнюхивает ее и отбрасывает ее. И после этого идет и пьет воду. Если же не пьет, то умирает. Если же выпьет, то живет другие пятьдесят лет. Об этом и говорит пророк: как стремится олень к источникам водным, так и ты, человек, заключаешь в себе три обновления: крещение, покаяние и нетление. А когда согрешишь, то устремись к церкви, и к живому книжному источнику, и к пророческому сказанию, и испей воды, то есть святого причастия.

ОБ ОРЛЕ. Орел живет лет сто. И растет кончик клюва его. И ослепнут глаза его, так что он не видит и не может охотиться. Тогда он влезает в высоту, бросается на утес, и отломится кончик клюва его; и искупается в золотом озере. А потом садится на солнцепек. Когда же он согреется, с него сходит чешуя, и он опять становится птенцом
Так и ты, человек, если много нагрешишь, возвысься, то есть обратись к вере, и оплакай проявление греха, и умойся слезами своими. Отогрейся в церкви и сбрось с себя грехи.

ОБ УДОДЕ. Удод свивает гнездо свое и выкармливает птенцов своих. А затем птицы линяют и делаются нагими. Тогда выходит один из птенцов и приносит пищу родителям своим, пока они не оперятся и не взлетят оба.
Так и ты, человек. Когда состаришься, не отчаивайся, но идя в церковь, помолись и обретешь милость.

О ДЯТЛЕ. Дятел - пестрая птица, живет она в горах, садится на кедры и стучит своим клювом. А где найдет мягкое дерево, там делает себе гнездо.
Так и дьявол борется с людьми. И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него.

О ВОДНОМ КОНЕ. От пояса и выше имеет образ коня, а ниже пояса образ рыбы кита. Плавает же в море и воевода над всеми рыбами. На окраинной же стороне земли стоит золотая рыба и не сходит со своего места, чтобы не попасть рыбакам на пути к водному коню. А он как воевода над рыбами идет на окраину земли к той золотой рыбе. Оближет ее, и затем ее облизывают все рыбьи самцы. И уходят на свои места сначала самцы, а потом самки. И самцы мечут семя, а самки, идя за ними, принимают его и становятся чреваты. И через семь дней родят. Когда же они ходят на окраинные земли, то рыбаки ставят сети свои на пути рыб. Пока же будут чреваты, их не ловят.
Водный конь толкуется: Моисей начал пророчества. Море же - весь мир, а рыбы - люди. Золотая рыба толкуется как вход правоверия. Идут же прежде всего пророки и приобщаются к святому духу. Люди, приобщающиеся к учению пророчества, от них получают духовную благодать. Рыбаки же - это бесы. Сеть же - это пагуба и льстивые вожделения; если не следуют водному коню, то есть Моисееву закону, тогда отдаляются и попадают в сети тех рыбаков и погибают, а идущих за пророками не настигнет ни сеть, ни невод.

Есть в сборнике и совсем фантастические образы, которые мыслились в ряду животных. Как будто кто-то их видел и... описал!

О ФЕНИКСЕ. Феникс самая красивая птица из всех, и красивее павлина. У павлина в обличье ни золота, ни серебра, а у феникса - иакинфы и многоцветные камни. Голова его украшена венцом, а на ногах - сапоги, как у царя. Обитает же феникс близ Индии, около Солнечного города. Возлежит он лет пятьсот на кедрах ливанских без еды. Питается же от святого духа. И по пятьсот лет наполняет крылья свои благовониями. И бьет в било иерей Солнечного города, и та птица идет к иерею и входит в церковь. Иерей же садится на солее с птицей. И превращается птица в пепел. А назавтра приходит иерей и находит птицу в виде малого птенца. А через два дня находит ее зрелой, какой была раньше. И целует ее иерей, а она опять уходит на свое место...

О ГОРГОНЕ. У Горгоны обличие красивой женщины и блудницы. Волосы же на ее голове - змеи. А взгляд ее - смерть. Играет она и все время смеется. Живет она в горах на западе. И когда приходит ее брачная пора, встанет она и начинает звать. Начиная от льва и прочих зверей, от человека до домашних животных и птиц и змей, зовет, говоря: "Идите ко мне!" Как только услышат ее зов, то идут к ней. А увидев ее, умирают
И знает она язык всех зверей. Каким же образом одолевает ее волхв: он своей мудростью по звездам узнает день ее брачной поры. И идет на место ее, волхвуя издалеча. Она станет звать, начиная от льва и прочих зверей.
Когда же дойдет до языка волхвов, он ей отзовется так: "Выкопай на этом месте яму и вложи в нее свою голову, чтобы я не видел ее и не умер, тогда я приду и лягу с тобой". И она сделает так.
Тогда волхв, придя, убьет ее, не глядя на нее и не видя головы ее, поэтому и не умирает. И прячет голову в сосуд, а если он увидит змею, или человека, или зверя, то покажет им голову Горгоны, и тотчас они оцепенеют; и Александр ведь имел эту голову и победил все народы.
И ты, человек, имей уважение к Господу и непременно одолеешь вражьи силы.
Tags: естествознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments