
Тории Киенага. Созерцание луны на берегу реки Сумида (левая часть триптиха - "На веранде"). 1787.
Япония XVII-XIX вв. являлась в полном смысле полицейским государством. Все стороны социальной и личной жизни японца строго регламентировались. В атмосфере "не свободы" своего рода "ничьей землей", местом, где характер общения, форма поведения не были предписаны свыше, где горожанин, хоть на время, мог почувствовать себя раскованно и независимо, стали "веселые кварталы". Сюда приходили на представления театра Кабуки, для заключения коммерческих сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились не только своей красотой, но и образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтому жанр "бидзинга" - изображения красавиц - и стал основным в гравюре укие.
Художником, чье искусство открывает классический период в истории японской гравюры, был Судзуки Харунобу (1724-1770). Художник, равный по масштабам дарованию Харунобу, появился только в начале 1780-х гг. Им стал Тории Киенага (1752-1815). Стиль Харунобу был первым "большим" стилем японской гравюры, стиль Киенага - вторым. Киенага принадлежал к школе Тории, специализировавшейся на создании изображений актеров. У Киенага немало изображений на театральные темы, но его творческий диапазон гораздо шире. Нередко он обращался к жанру "бидзинга". Его произведения отличаются достоверной и реальной трактовкой фигур и окружающего пространства. Как правило, Киенага подробно разрабатывает фон, будь то интерьер или пейзаж. Он первым ввел в моду сложные композиции, изобилующие разнообразными деталями. Повествовательность - то качество, которое отличает подход Киенага к изображению традиционных сюжетов.