Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

"Я такая старомодная..."

Так говорит о себе главная героиня английского фильма "Мисс Петтигрю живет одним днем" (по одноименному роману Винифред Уотсон, режиссер Бхарат Наллури, в главной роли  Фрэнсис МакДорманд).
Действие фильма происходит в Англии в конце 30-х годов, накануне войны, которая дает о себе знать зловещими контурами то и дело пролетающих военных самолетов, воем сирен  учебной тревоги. Но пока - все же безмятежная мирная жизнь, насыщенная страстями, как ей и полагается - борьба за место актрисы и влияние в мире моды, выяснение отношений внутри любовных треугольников. Единственным бесстрастным здесь персонажем остается мисс Петтигрю, которой постоянно отказывают от места гувернантки, потому что у нее - "все не как у людей".
А это "все" не как у  людей, не имеющих принципов, крайне эгоистичных, и все во имя сомнительных целей, - вдруг оказывается осью, которая притягивает своей центростремительной силой этих людей и не дает им упасть-пропасть в своих хлопотах-однодневках. Правда, привычно отмахивающихся от этого "всего" - как от назойливой мухи - в процессе постройки своего яркого карточного домика или домика на теплом и сухом песке, но вблизи... грозного океана. Героиня фильма напоминает персонажа из фильма Дэвида Кроненберга "Паук", странствующего (не иначе!) сторонним наблюдателем жизни людей и их слабостей. И даже преступлений.  И к этим людским слабостям снисходительного. Так и мисс Петтигрю остается только улыбаться,  подобно фее  мгновенным взмахом своей руки (в приближении к реальной жизни это занимает один день.) устроив судьбу своей подопечной актрисы Делисии, когда Делисия и ее возлюбленный, пианист Майкл, беззаботно прощались с мисс Петтигрю перед отплытием в Америку. И голодными глазами искать на полу вокзала надкушенное яблоко - но и его деловито смахнул метелкой служащий вокзала. Оставив мисс Петтигрю... без еды.
Но по законам сказочного жанра развлекательного фильма (и согласно правде несказочной жизни светлого человека) все для героини фильма заканчивается хорошо. Потому что живет она сердцем, а оно "знает правду, доверься ему, ведь жизнь так коротка" - говорит мисс Петтигрю актрисе.
На первый взгляд фильм кажется незамысловатым, но при более внимательном просмотре в нем угадываются глубинные (потаенные) смыслы, умело упакованные в форму развлекательного фильма-сказки о любви, с элементами комедии, в меру сентиментального, при этом не лишенного тонкого юмора и стильного. Именно эта стильность бросается в глаза, проявляясь не только в антураже 30-х годов, но и в неожиданных ракурсах. Отдельная тема в фильме - пальто и платья, развевающиеся на ветру или в процессе суетливой спешки-сборов в домашнем интерьере  - что в духе современности экспрессивно и динамично, но при этом отсылает к английскому искусству, а именно к творчеству Томаса Гейнсборо. Художник происходил из семьи торговца сукном и отчасти это может объяснить необычайную чуткость в передаче Гейнсборо фактуры нарядов портретируемых, особенностей бархата и шелка, рыхлой ткани или, напротив, упругой. Как у портретируемых Гейнсборо персонажей одежда героев фильма живет своей жизнью. Не заслоняя персонажей, но и не очень их подчеркивая. Вот эта фактурность, восходящая к творчеству Гейнсборо, и обыгрывается в фильме. что и создает кроме прочего (дождь, туман, низкое небо, запотевшие стекла автомобилей - как визитная карточка туманного Альбиона) особую атмосферу. В целом - атмосферу праздника, вырастающего из открытия, которое делает в другом влюбленный человек: "Ты назвала бы его скучным. Но каждый раз, увидев меня, он улыбался. И на одном этом мы могли построить целую жизнь".
И так ли старомодна мисс Петтигрю, так современно живущая одним днем? 
Tags: англия, искусство, кино, томас гейнсборо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вила

    Вила/ Эскиз к поэме Велемира Хлебникова "Вила и леший" Вила – мифологическое существо у южных славян, девушка в волшебном платье…

  • Балетные...

    Клеопатра Жизель отдыхает

  • Игра в бисер

    Понятие “Игра в бисер” возникло в одноименном романе Германа Гессе, как реакция на состояние интеллектуально-эстетической сферы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments