Irina Maxway (irina_max_usa) wrote,
Irina Maxway
irina_max_usa

Category:

"Я выпустил всех птиц из вечной клетки..."

         



         В Тюменском музее изобразительных искусств развернулась выставка "Российская абстракция. Лирика и геометрия", посвященная знаменательным для последних лет (2011-2013 гг.) для русского авангардного искусства датам, а именно: 145 лет со дня рождения Василия Кандинского (1866) и 135 лет со дня рождения Казимира Малевича (1878). В 2010 году исполнилось 100 лет со дня написания первой абстрактной работы (В. Кандинский "Первая абстрактная акварель", 1910). Эта вытавка - результат аналитического исследования российской абстракции на примере фондов музея изобразительных искусств музейного комплекса Тюменской области, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Тобольского архитектурного музея-заповедника, частных собраний и мастерских российских и тюменских художников. Основу выставки составляют два ведущих направления в абстрактном искусстве: лирическая (пейзажная) и геометрическая абстракция. Родченко, Попова, Розанова,Эль Лисицкий - какие все имена! Но у выставки есть и два центра - как две тяжелые капли - от которых идут круги на воде. Это живописные полотна К. Малевича ("Супрематизм", 1915) и В. Кандинского ("Серый овал", 1917), оба - из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
         В процессе знакомства с этой выставкой заметила, что мне совсем не хочется находить глубокомысленные точки отсчета в абстрактном искусстве. Вслушавшись в то, что расссказывла экскурсовод ученикам тюменской школы искусств "Гармония" (заинтересованным - что порадовало), как бы проверила свое владение темой - теорией абстрактного искусства. Вроде все правильные вещи говорила экскурсовод: о полном отказе художников-абстракционистов от подражания природе и о стремлении явить процессы человеческого духа, постигающего мироздание силой мысли. О подчеркнуто простой геометрической форме-знаке, не увязанной ни с каким образом, предметом, понятием этого мира... О "распылении" форм видимого мира, что составляло до сих пор предмет изобразительного искусства. Но... мне это не объясняло другого - вдруг нахлынувший свежий ветер, ставший вдруг прозрачным воздух, странная легкость, неожиданная на предположительно "тяжелой" интеллектуальной выставке - что явно пролегало как-то вне искусствоведческих теорий. Каазалось, что абстрактное искусство сродни решетке, пропускающей сквозь себя как свет любую живую жизнь в ее ежесекундном обновлении, жизнь, способную в своем развитии-изменении принимать самые причудливые формы. Не являясь для этого бьющего света помехой, это решетка лишь позволяет вдруг его увидеть
         Чтобы найти этому чувству объяснение и разрешить вдруг возникший диссонанс - обратилась к тому, что написал сам Казимир Малевич об абстрактном искусстве, в частности - о супрематизме:

         "Все бежит из прошлого к будущему, но все должно жить настоящим, ибо в будущем отцветут яблони.
          След настоящего стирает завтра, а вы не поспеваете за бегом жизни.
          Тина прошлого, как мельчайший жернов, тянет вас в омут.
          Вот почему мне ненавистны те, кто обслуживает вас надгробными памятниками.
          Академия и кртитика есть этот жернов на вашей шее - старый реализм, течение, устремляющееся к передаче живой натуры.
          В нем поступают также, как во времена великой Инквизиции.
          Задача смешна, потому что  хотят во что бы то ни стало на холсте заставить жить то, что берут в натуре.
          В то время, когда все дышит и бежит, - в картинах их застывшие позы.
          А это хуже колесования. Скульптурные статуи одухотворенные, значит, живые, стоят на мертвой точке, в позе бега.
          Разве не пытка?
          Вложить в душу мрамор и потом уже над живым издеваться.
          Но ваша гордость - это художник, сумевший пытать.
          Вы сажаете и птичек в клетку тоже для удовольствия.
          И для знания держите животных в зоологических садах.
          Я счастлив, что вырвался из инкизиторского застенка академизма.
          Я пришел к плоскости и могу придти к измерению живого тела.
          Но я буду пользоваться измерением, из которого создам новое.
                                    ________________

          Я выпустил всех птиц из вечной клетки, отворил ворота зверям зоологического сада.
          Пусть они расклюют и съедят остатки вашего искусства.
          И освобожденный медведь пусть купает тело свое между льдов холодного Севера, но не томится в аквариуме кипяченой    
          воды академического сада..."
      
                                                                        К. Малевич. От кубизма и футуризма к супрематизму.









См. фото Вконтакте


          
          
Tags: выставки, искусство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Вила

    Вила/ Эскиз к поэме Велемира Хлебникова "Вила и леший" Вила – мифологическое существо у южных славян, девушка в волшебном платье…

  • Балетные...

    Клеопатра Жизель отдыхает

  • Игра в бисер

    Понятие “Игра в бисер” возникло в одноименном романе Германа Гессе, как реакция на состояние интеллектуально-эстетической сферы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments